Не дает покоя вопрос: отчего и почему 370-380 летние циклы имеют место быть в русской истории. Механика явления пока не ясна.

Но есть маленькая зацепка, циклы обязаны своему появлению тем ярким эпизодам русской истории, которые я называю “Большая Смута” и “Малая Смута”. Эти эпизоды легко распознаются как в истории России, так и в истории прочих крупных держав. Так, например, Малой Смуте соответствуют Английская и Французская буржуазные революции. Каждая из них приводит к власти тирана государственника. В Романовском цикле революция 1917 года породила тирана Сталина, за которым последовала эпоха застоя, перестройка и, наконец, “Большая Смута” от которой Россия будет оправляться не менее 100 лет. Эпитет “Большая” весьма условный. Большая Смута 90-х стоила России не так дорого как Смута начала 17 века или Монгольское нашествие, и даже Малая Смута 1917 по убыткам оказалась далеко впереди. Вероятно, решающую роль здесь сыграло наличие у РФ термоядерного оружия.

При дальнейшем изучении каждый из 380 летних циклов показал наличие не двух, а четырех серьезных кризисов.

1. Кризис возрождения (скоро начнется в РФ)
2. Кризис роста
3. Малая Смута
4. Большая Смута

Первые два кризиса в итоге успешно преодолеваются и порождают всплеск развития государства, и экспансию, третий кризис проходит тяжелее, порождает самую жестокую диктатуру цикла, однако уже следующий кризис вырастает в Большую Смуту, которая потрясает все устои государства и нередко ставит точку в его истории. Проблематика возникновения смут – краеугольный камень в понимании механики циклов.

Томас Мальтус родился 14 февраля 1766 года в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 году Томас поступил в Джизус-колледж Оксфордского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. В 1788 году он был посвящён в духовный сан англиканской церкви. В 1796 он стал священником в городке Олбери. В 1804 году Мальтус женился — в этом браке родилось трое детей.

В своих трудах Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической. Подобный дисбаланс приводит к социальным потрясениям.

Структурно-демографическая теория шагнула ещё дальше. Отталкиваясь от неомальтузианской теории, которая гласит, что в традиционных обществах ограниченность ресурсов периодически приводила к перенаселению и кризисам, Дж. Голдстоун предложил, что рост населения вызывает кризис государства опосредованно, влияя на социальные учреждения, которые, в свою очередь, влияют на социальную стабильность. С. А. Нефедов и П. В. Турчин предложили как ряд математических моделей, построенных на основе когнитивной модели Дж. Голдстоуна, так и развили саму когнитивную модель «структурно-демографических циклов». Если попытаться сформулировать основные положения концепции «структурно-демографических циклов», то начать следует с тезиса о том, что «основная сила, разрушающая государство – рост населения, ведущий к постепенному падению душевого дохода, пока в конечном итоге излишек сверх голодного существования становится недостаточным, чтобы удовлетворить правящий класс» (Турчин 2007). Вторым важнейшим тезисом следует, пожалуй, считать то, что «крах государства вызывается фракционной борьбой среди элиты, которая открывает путь народному восстанию».

Теорема Смуты.

1. Условно разделим всё население государства на эксплуататоров и производителей (хищников и травоядных). Эти группы в прошлом носили различные названия, однако суть оставалась та же. Рядовые граждане (чернь) производят, а привилегированные (князья) произведенное отбирают и делят, иногда устраивая войнушки с соседями или коллегами за более жирный кусок.

2. Петр Турчин не раз высказывался в пользу того, что рост социальной напряженности начинается тогда, когда дети не в состоянии обеспечить себе тот же, либо более высокий уровень жизни, чем их родители. Полностью соглашусь с данным тезисом, и добавлю, что он касается обеих групп. Этот моральный аспект чрезвычайно важен для понимания психологических причин кризисов.

3. Соль проблемы в том, что элита прирастает более высокими темпами, чем объемы производства + постепенно возрастают и её аппетиты. Количество крестьян также растет быстрее, чем объем производства.

Основные этапы первого кризиса 380 летнего цикла.

1. Реконкиста: в оборот возвращаются заброшенные во время прошлого упадка сельхоз. угодья (промышленные мощности). В первые годы послесмутья благосостояние крестьян (рабочих) может возрасти, так как чувствуется серьезная нехватка рабочих рук. Элита перебита, остатки собрались в сплоченную банду ястребов, готовую жертвовать своими интересами ради выживания всей группы. Внешняя политика направлена на возвращение потерянных во время Большой Смуты земель. Наиболее успешно возвращаются земли населенные сочувствующим населением, для России это обычно земли, населенные православными. Роль тут может сыграть и национальный вопрос и экономический. Именно поэтому утраченные во время Большой Смуты земли захватчики стараются обратить в свою веру, либо поставить непреодолимые культурные и идеологические барьеры, это им частично удается. Захватнические войны не столь успешны. В общем и целом, поражения чередуются с победами, новой элите не хватает ни ресурсов, ни опыта ведения войн с крупными державами, также сказывается техническая отсталость армии, так как за время Большой Смуты инвестиции в развитие войска и военной инфраструктуры не производятся.

2. Демографическое сжатие. После того, как крестьяне вводят в оборот все заброшенные луга и пастбища, темпы прироста производства резко падают, а аппетиты элиты продолжают расти. Экспансия замедляется, так как все легкие для завоевания земли уже завоеваны. Дефицит ресурсов толкает растущую элиту на усиление эксплуатации крестьян. Повышаются повинности и налоги, появляется ряд косвенных налогов. Крестьянство встаёт перед выбором: либо вооруженная борьба и вполне вероятная гибель либо добровольный отказ от жирка.

3. Собственно кризис. Довольно быстро ситуация для крестьянства становится безвыходной. Любая дополнительная нагрузка, например, дополнительные налоги из-за войн либо неурожайный год (или экономический кризис), могут лишить народ последних запасов. В результате резко возрастает число активных противников власти среди низов.

4. Репрессии. Жесткое подавление народных волнений.

5. Социальные уступки. Элита на время урезает часть своих доходов.

6. Междоусобица. Поиск выхода из кризиса, иногда небольшая резня среди фракций элиты. Возможен вооруженный мятеж, переворот.

7. Победа наиболее энергичной и решительной фракции, назовем её в дальнейшем фракцией ястребов. Ястребы добиваются контроля над всей элитой, после чего резко сокращает потребление элиты и крестьян, увеличивают инвестиции в войско и военную инфраструктуру. Энергичные действия элиты направлены на преодоление кризиса. Принимаемые меры могут быть различными, об этом ниже.

Обращаю внимание, что, по моему разумению, первый кризис 380 летнего цикла, он же кризис возрождения, вызван не столько крестьянским перенаселением, сколько переизбытком элиты. Остальные 3 смуты 380-летнего цикла частично имеют схожие этапы, частично отличаются, но главное то, что меняются действия на 7 этапе, а также их последствия.

Смоделируем подобную ситуацию:
Изначально 100 крестьян производят 1000 уе зерна
Над ними властвуют 10 феодалов, каждый из которых изначально потребляет 10 уе зерна
Производство зерна увеличивается на 1.3% в год,
Прирост крестьян 2% в год
Прирост элиты 3% в год
Прирост удельного потребления каждого феодала 2% в год.
Удельное потребление крестьянства рассчитывается по остаточному принципу.
http://keep4u.ru/imgs/b/2010/01/17/e7/e7cb9f63a72e1ca29a90e277469712d6.jpg

Дадим слово защитникам Николая II:

За 60 лет годовое производство зерна выросло с 1000 уе до 2170 уе. Рост более чем в два раза. Ура, царской России. Более того, население выросло с 100 до 328. Более чем в 3 раза. Ура, ура, ура.

Однако, невооруженным глазом видно, что душевое потребление должно было упасть на треть. То есть, вместо 10 уе крестьянин должен потреблять 7. Допустим, критическим уровнем крестьянского потребления является 5 уе. Но существует еще орда голодных ртов, князья, элита. Из-за её быстрого роста с 10 до 60 и роста потребления с 10 до 32, рубеж в 5 уе был преодолен уже в 55 году, а к 60 крестьянство должно было потреблять менее 3 уе. Естественно разразится кризис. Хочу подчеркнуть, что падение потребления крестьян произошло весьма резко. Налицо революционная ситуация. Аналогичную картину падения потребления крестьян можно наблюдать и на вполне реальных данных дореволюционной России.

http://keep4u.ru/imgs/b/2010/01/17/a1/a166edecf4808aad1e16968b616d84c2.gif
«Проплывая через Казанскую губернию, мы были зрителями странной картины, которая не сейчас объяснилась. Перед носом парохода пересекла путь лодка. "Утонут! Утонут!" - говорили пассажиры в страхе, видя, как несколько мужиков, очевидно пьяных, что-то неистово крича, ломались, вертелись в лодке, а один из них, перегнувшись через борт, окунулся головою в воду. Но поднялся и махал руками и что-то кричал, потрясая кулаком вслед проплывшего парохода и неистово показывал, очевидно пассажирам парохода, на воду. Точно он толкал кого-то мысленно в воду. Каково же было наше удивление, когда минут через десять на пароходе заговорили, что это не пьяные, а голодные мужики, из голодающих мест Казанской губернии, и кричали они проклятия прошедшему пароходу и желали ему утонуть или сгореть и чтобы все пассажиры "в воду"! Так как крики не были достаточно слышны, то окунувшийся головою в воду мужик и показал наглядно, чего он и все они, голодные, от души желают плывущим на великолепном пароходе сытым богачам. "В воду вас", "утонуть вам", "сгореть вам и утонуть", "и с проклятыми детками вашими, проклятые" - будто бы слышали с борта и с кормы пассажиры нижней палубы (III и IV классы). Но сейчас это передалось к нам, наверх (II и I классы). Никогда до этого я не видал "голодающих мест", голодного человека. Не оттого, что ему не было времени или случая поесть днем и он поест и даже наестся вдвое вечером, а голодного оттого, что ему нечего есть, нет пищи, у него и вокруг нехватка, как у волка в лесу, у буйвола в пустыне!! Представить себе это в Казанской губернии, в образованной и цивилизованной России, с ее гимназиями, университетами, православием и миллиардным бюджетом?! Просто не умею вообразить! Хоть и видел на лодке, но не верю, что видел. Мираж, наваждение, чертовщина!»

Это выдержка из произведения В. Розанова «Русский Нил», где описывается его поездка на пароходе по Волге 1907 год.