Сторона первая: как мы упоминали, (царская власть) должна стремиться монополизировать славу. Пока слава – общая для всей группы, и вся группа стремится к одной цели, стремление ее членов к доминированию над другими и к защите своих владений является образцом сильного чувства, воплощением мощной энергии; они все стремятся к славе и способны умереть ради славы, предпочитая смерть бесчестию.

Если же слава монополизируется одним из членов группы, это подрывает их `асабиййу; он (монополизировавший славу) подчиняет себе остальных членов группы, становится хозяином их владений, а (остальные члены группы) облениваются и больше уже не стремятся к завоеваниям. Их дух приходит в упадок, они привыкают к своему униженному, рабскому положению.

Следующие поколения воспитываются в этих условиях, они рассматривают то, что они получают от правителя, как плату за военную и иную службу, и какая-либо другая мысль даже не приходит им в голову; наемники же вряд ли будут готовы к самопожертвованию. Это ослабляет династию, подрывает ее мощь. Династия движется к бессилию и упадку, ибо (ее) `асабиййа разрушается через утрату ее членами смелости.

Сторона вторая: как мы уже упоминали, царская власть по самой своей природе требует роскоши. Потребности (членов династии) растут, их расходы начинают превышать то жалование, которое они получают (из казны); их доходов недостаточно для того, чтобы покрыть их расходы. Обедневшие погибают. Расточительные расходуют все свое жалование на предметы роскоши. Это еще больше усугубляется в последующих поколениях, так что в конце концов всех их доходов оказывается недостаточно для того, чтобы покрыть их потребности в предметах роскоши. Им не хватает все больше средств. Когда правители требуют от них покрытия расходов на войны и набеги, то не могут с них этого получить. Тогда (правители) налагают (на народ) разные поборы, захватывают у многих их собственность в пользу либо себя самих, либо своих детей, либо сторонников династии. Это ослабляет народ, а слабость народа ведет к ослаблению правителя.

Кроме того, когда престижное потребление династии растет, а жалования ее членов не хватает для покрытия их потребностей и расходов, правитель, т.е. правительство, вынужден повышать это жалование, чтобы покрыть нехватку. Объем (законного) налогообложения – величина фиксированная, изменить его нельзя. Если налогообложение растет за счет новых незаконных поборов, то и после увеличения объем собранных налогов остается ограниченным. А когда налоговые сборы уходят на покрытие выплат все растущего жалования (членам династии), которое растет из-за все растущего престижного потребления и связанных с ним расходов, это ведет к сокращению численности вооруженных сил по сравнению с тем, что наблюдалось до увеличения размеров жалования (выплачиваемого членам династии).

Престижное же потребление все продолжает расти, в результате чего растут и размеры жалования, а из-за этого численность вооруженных сил все больше сокращается. Все это повторяется и по третьему, и по четвертому кругу, в результате чего армия сокращается до минимально возможного размера, военный потенциал династии из-за этого ослабевает, ее мощь падает; соседние династии или подчиненные правящей династии племена и общины смелеют (и начинают атаковать) ее, а Бог позволяет ей испытать кончину, которая предначертана Им для всех Его творений…

[Глава III, раздел 12 (Ibn Khaldūn 2004:220–1]
Подобно людям династии имеют естественную продолжительность своей жизни

Знай, что естественная продолжительность жизни человека, как утверждают врачи и астрологи, 120 лет, что представляет собой большой лунный год в обозначении астрологов. В каждом поколении эта продолжительность различается в зависимости от планетных конфигураций, она может быть, как больше, так и меньше указанной цифры. При определенных расположениях планет она составит ровно 100 лет, при других – 50 или 80 или 70 в зависимости от наблюдаемых астрологами планетных конфигураций. Продолжительность жизни тех, кто исповедует нашу веру (т.е. мусульман), – между 60 и 70 годами, как об этом сказано в хадисах, и естественную продолжительность жизни, т.е. 120 лет, она превышает очень редко, при крайне редких планетных конфигурациях, как это произошло в случае с Ноем (мир ему!) и с небольшим числом представителей народов ад и самуд. Что касается продолжительности существования династий, то и она может различаться в зависимости от астрологических конфигураций; однако в большинстве случаев эта продолжительность не превышает срока жизни трех поколений… Первое поколение сохраняет бедуинские качества, бедуинскую суровость, бедуинскую яростность, порожденную полной лишениями жизнью в пустыне, храбрость, отвагу, они считают славу группы своей славой; поэтому их `асабиййа сохраняет свою силу. Они мощны, их боятся, им подчиняются.

Второе поколение под влиянием царской власти и легкой жизни переходит от бедуинского к цивилизованному образу существования, от существования полного лишений к роскоши и изобилию. Если их отцы считали славу группы своей славой, то теперь ее монополизирует один из них; остальные же облениваются и уже не стремятся к ней. На смену чувству гордого превосходства приходит чувство униженной подчиненности. Таким образом сила `асабиййи несколько надламывается. Они привыкают к унижению и подчинению. Но многие (из достоинств первого поколения) у них остаются, потому что они непосредственно общались с первым поколением, видели образ его жизни, были свидетелями его доблести и стремления к славе, его решимости защищаться и обороняться. Все это не может пропасть у них полностью, хотя многое и уходит. Они живут в надежде на то, что ситуация первого поколения вернется, или в иллюзии, что она по-прежнему сохраняется.

Третье же поколение совсем забывает эпоху бедуинской жизни, ее суровость, как будто этого никогда и не было; оно утрачивает (ощущение) сладости славы и `асабиййу, так как над ним властвуют силой; престижное потребление достигает среди них своего предела, потому что они так отдаются благополучной спокойной жизни. Они становятся полностью зависимыми от династии, они похожи на женщин и детей, нуждающихся в том, чтобы их защищали, `асабиййа окончательно исчезает. Они разучиваются защищаться, обороняться и нападать. Своими знаками отличия, (роскошными) одеждами, конями и манерами они вводят людей в заблуждение (не давая видеть упадок династии), а ведь в большинстве своем они трусливее женщин. Когда кто-нибудь на них нападает, они не сопротивляются, и правитель тогда нуждается в опоре на других, более храбрых. Он заводит себе множество клиентов и приспешников, которые до какой-то степени помогают династии, пока Бог не позволит ее уничтожения, и династия уходит со всеми ее носителями. Итак, как можно видеть, за три поколения династия слабеет и приходит в упадок. Таким образом, в четвертом поколении престиж (предков) окончательно разрушается, как было сказано выше в связи с вопросом о том, что слава и престиж не передаются более чем на четыре поколения…

[Глава III, раздел 14 (Ibn Khaldūn 2004:225)]
Вначале роскошь дает династии дополнительную силу

Причина этого заключается в том, что племя, добившееся царской власти и роскоши, плодовито и порождает много детей, а (элитарная) община растет (особенно быстро); кроме того растет число их клиентов и приспешников. Их потомство вырастает в обстановке изобилия и благополучия и увеличивает собой число членов (царствующего) племени и его силу, так как число его семейств растет из-за роста численности (царствующего племени)…

[Глава III, раздел 15 (Ibn Khaldūn 2004:226–8)]
Фазы династийного цикла, и как бедуинские начала трансформируются на разных фазах цикла[2]

Знай, что династия проходит через разные фазы и имеет дело со все новыми условиями; так как условия, свойственные каждой новой фазе, отличаются от свойственных предыдущей, то с ними меняется и характер сподвижников династии, так как характер зависит от конкретных условий. Число фаз династийного цикла, как правило, не превышает пяти.

Первая фаза: это фаза успеха, захвата царской власти у прежней династии и поражения ее защитников. На этой фазе правитель служит образцом для своего племени в том, как он добивается славы, как он собирает налоги, как он защищает и обороняет (их) владения. Он не пытается ничего захватить лично для себя, потому что (высокая) `асабиййа не позволяет ему так поступать, а обладание ею является условием захвата власти (у старой династии), при том что (на этой фазе сила) `асабиййи еще не начинает уменьшаться.

Вторая фаза: это фаза, на которой (правитель) устанавливает полный контроль над своим народом, монополизирует царскую власть и отстраняет своих соплеменников от участия (в осуществлении власти). На этой фазе правитель озабочен максимальным увеличением числа своих приспешников и клиентов, для того чтобы удержать под контролем обладателей одной с ним `асабиййи, принадлежащих к одному с ним клану, одного с ним происхождения, имеющих сходные с ним права на царскую власть. Он отстраняет их от власти, оттесняет их от ее источников, так что вся полнота власти оказывается в руках его семьи. Он монополизирует всю славу в пользу своего дома. Он расходует столько же или больше сил на то, чтобы отстранить и подчинить (своих соплеменников), сколько его предшественники потратили на захват царской власти. Основатели династии боролись с иноплеменниками, в чем их поддерживали абсолютно все обладатели одной с ними `асабиййи; (правитель же второй фазы) борется со своими близкими, в чем его поддерживает лишь небольшое число далеких от него людей, так что ему приходится решать трудную задачу.
Третья фаза: это фаза отдыха и покоя, когда династия наслаждается плодами царской власти, которые являются объектами человеческого вожделения; речь идет о приобретении имущества, увековечивании себя в разного рода сооружениях и самопрославлении; (правитель) расходует свою энергию на сбор налогов, сведение доходов и расходов, расчет затрат, строительство монументальных сооружений, гигантских строений, больших городов, и высоких построек, дары благородным посольствам из других держав и племен, а также раздачу даров своим собственным людям. Кроме того он удовлетворяет потребности своих приспешников и своего окружения в деньгах и назначениях. Он устраивает смотры своим войскам, хорошо им платит и выплачивает им в полном объеме ежемесячное содержание, что проявляется в (роскоши) их одеяний и блеске их вооружения, что производит впечатление на дружественные династии и устрашает династии враждебные. Эта фаза является последней, когда правитель обладает всей полнотой власти, потому что на всех этих фазах правители независимы в своих суждениях, они наращивают свою мощь и указывают дорогу тем, кто идет за ними.
Четвертая фаза: это фаза довольства и миролюбивости. На этой фазе правитель испытывает удовлетворение тем, что построили его предшественники. Он живет в мире с равными ему по статусу царями. Он следует традициям своих предшественников и старается идти стопа в стопу вслед за ними; он старательно имитирует стиль их поведения. Он полагает, что отход от их традиций будет значить разрушение его власти, и что они знали лучше (как сохранить ту) славу (династии), которой они сами и добились.
Пятая фаза: это фаза расточительства и растрачивания. На этой фазе правитель растрачивает накопленное предшественниками на удовольствия и развлечения, (проявляя избыточную) щедрость по отношению к представителям своего окружения и устраивая с ними пиршества; он подыскивает себе подлых низкородных приспешников, которым поручает самые важные государственные дела, которые они сами не компетентны решать. Правитель преследует ведущих государственных деятелей и сподвижников своих предшественников, так что те начинают его ненавидеть и устраивают против него заговоры. Его войско тает, так как он расходует (деньги, предназначенные на) содержание войска, на свои удовольствия; он лишает (военных) доступа к нему вместо того, чтобы должным образом (о войске) заботиться. Таким образом он разрушает основание, заложенное его предшественниками, крушит то, что они построили. На этой фазе династию охватывает упадок, она заболевает неизлечимой хронической болезнью, и с неизбежностью гибнет, что будет объяснено нами позднее при рассмотрении соответствующих условий. А Бог – это лучший из возможных наследников.

[Глава III, раздел 36 (Ibn Khaldūn 2004:342–4)]
О налогообложении и причинах низких и высоких (налоговых сборов)

Знай, что в начале династийного цикла налоговые сборы высоки при малых ставках налогообложения, а в конце династийного цикла они низки при высоких ставках налогообложения. Причина этого в том, что когда династия (строго) придерживается религиозных предписаний, она собирает только (законные) налоги, предписанные Шариатом, садаку, харадж и джизйу; и ставки налогообложения невелики, так как размер заката на имущество, как ты знаешь, невелик, то же относится и к закату с зерновых и скота; то же правильно по отношению к джизйе, хараджу и всем другим налогам и сборам, предписанным Шариатом; все они имеют четко очерченные границы, которые нельзя переходить. Когда (в начале цикла) династия следует по пути доблести и `асабиййи, то она строится на бедуинских началах, как было сказано ранее; а бедуинские начала требуют снисходительности, благородства, скромности, уважения чужой собственности и неприятия ее присвоения за исключением чрезвычайных обстоятельств. Поэтому налог на каждую единицу обложения, сумма сборов с которых и составляет общий налоговый сбор, невелик. Когда налогоплательщикам не надо платить много налогов, они проявляют активность и мотивированность в своей деятельности, экономика растет из-за низкого налогообложения, а вместе с ней растет и сумма налоговых сборов. Когда правление династии продолжается, цари последовательно сменяют друг друга и привыкают к утонченности и изяществу, бедуинские начала умеренности и самоограничения уходят, царская власть становится тиранической, а цивилизация – утонченной, члены династии предаются многознанию, их привычки и потребности становятся более разнообразными из-за той обстановки благополучия и роскоши, в которую они погружены. В результате ставки налогов и поборов, собираемых с податного населения и (в том числе) наемных работников, феллахов и всех остальных налогоплательщиков, растут. Растет размер поборов, собираемых с каждой единицы налогообложения, с тем, чтобы увеличить общий объем налоговых сборов; предметы торговли облагаются пошлинами, взимаемыми у городских ворот, как мы расскажем об этом далее.
Затем ставки налогообложения постепенно растут (и далее), так как растут и потребности (членов) династии в предметах престижного потребления, а это ведет к росту их расходов. Рано или поздно размер налогов достигает такого уровня, что податное население не в состоянии их выплачивать. Тяжелые налоги становятся обязательными и входят в традицию, так как их рост происходит постепенно, и никто не знает, кто конкретно ввел тот или иной налог или увеличил его. Так что (новые налоги) ложатся на податное население как его вошедшее в традицию обязательство. Размеры налогообложения растут выше каких-либо справедливых границ. В результате этого заинтересованность податного населения в экономической активности исчезает, так как, когда оно сравнивает свои расходы и то, что оно должно уплатить в виде налогов, с одной стороны, со своими доходами, с другой, оно видит, что никакой прибыли оно не получит, и теряет всякую надежду. В результате многие (представители податного населения) воздерживаются от всяческой экономической активности. В итоге общая сумма налоговых сборов уменьшается. Зачастую, когда (власти) замечают это уменьшение, ставки налогообложения увеличиваются. Это рассматривается в качестве компенсации данного уменьшения. Наконец, ставки налогообложения достигают своего предела. Дальше увеличивать их просто невозможно. Издержки любой экономической активности теперь слишком велики, налоги слишком высоки, а ожидаемые прибыли так и не материализируются. В результате, общая сумма налоговых сборов продолжает уменьшаться, а ставки налогообложения продолжают расти, так как (власти) полагают, что подобное увеличение должно компенсировать уменьшение суммы налоговых сборов. В конце концов, экономика приходит в упадок, потому что исчезают стимулы для экономической активности. От этого страдает (и) сама династия, так как (и) она получает выгоду от экономической активности (податного населения). Если ты поймешь это, ты осознаешь, что наиболее мощным стимулом экономического роста является снижение ставки налогов с экономически активного населения до минимально возможного уровня. При наличии этого условия это население будет психологически мотивировано заниматься экономической активностью, так как оно будет уверено, что в результате этой деятельности оно получит прибыль. Бог – собственник всех вещей.

[Глава III, раздел 49 (Ibn Khaldūn 2004:369–70)]
В конце династийного цикла население многочисленно, и тогда наблюдается большое число эпидемий и голодных лет

Знай, что ранее (нами) было установлено, что в начале (династийного цикла) династия с необходимостью осуществляет свою власть благоприятными (для населения, мягкими, добрыми) методами, и ее правление – справедливо. Происходит это либо по причинам религиозного плана, если династия пришла к власти в результате религиозного движения, либо из-за благородного и благожелательного отношения к другим, обусловленного бедуинским началами, естественными для династий (в начале цикла). Когда правитель доброжелателен и благодетелен, это вселяет в податное население надежду и стимулирует его экономическую активность и создает для нее необходимые условия; в результате наблюдается как экономический, так и демографический рост. Это происходит постепенно; результаты (данных процессов) становятся заметными как минимум после одного-двух поколений. К концу двух поколений династия приближается к пределу естественного срока своего существования, к этому моменту экономический и демографический рост достигает своего максимального уровня. Сказанное не противоречит тому, о чем мы говорили выше, тому, что последние (годы династийного цикла) характеризуются несправедливым (управлением) податного населения и плохой администрацией. (Последнее) правильно, но не противоречит сказанному (в начале этого раздела), так как хотя несправедливая администрация и наблюдается на этой фазе, а налоговые сборы уменьшаются, деструктивные последствия этого для экономики становятся заметными только через какое-то время, потому что соответствующие естественные процессы развиваются постепенно. В результате же (этих процессов) на последних (фазах) династий часто случаются голодные годы и эпидемии. Что касается голодных лет, то причиной им служит то обстоятельство, что большинство людей (в это время) воздерживается от (адекватной) обработки земли из-за (характерного) для последних (лет династии) разграбления собственности (податного населения) через разного рода налоги и незаконные поборы или из-за смут, вызванных недовольством податного населения, и мятежей, спровоцированных ослаблением династии. Поэтому запасается все меньше продовольствия. Состояние же сельского хозяйства и количество производимого им продукта в разные годы различается; естественным образом (в разные годы) выпадает разное количество осадков, оно то больше, то меньше, а поэтому и (в разные годы) зерна, плодов, молока тоже (производится) то больше, то меньше. Люди для обеспечения себя продовольствием (в неурожайные годы) создают запасы продовольствия. Если запасы продовольствия исчерпаны, людей ждут голодные годы, продовольствие дорожает, нуждающиеся не могут его приобрести и погибают; если же запасы продовольствия отсутствуют несколько лет подряд, то голод становится всеобщим.
Большое же число эпидемий (, наблюдаемое в этот период,) вызвано вышеупомянутыми многочисленными голодными годами и смутами, спровоцированными ослаблением (династии), усобицами, вот и случаются эпидемии…

(перевод А. В. Коротаева)