Несмотря на то, что сами древние греки (аристократы-воины) презрительно относились к торговле, считая ее варварским занятием, именно в античные времена она достигла такого расцвета, который будет превзойден лишь в ХХ веке. В этот период в Средиземноморье фактически функционировала единая (конвертируемая) система мер и весов, единая денежная система (золото-серебряные монеты и слитки). Осуществлялся практически свободный перелив труда (квалифицированного и неквалифицированного), а также и капитала между отдельными регионами. Применялись сложные системы расчетов: взаимозачет платежей, простой и переводной вексель, аренда, концессия, факторинг. Система регулярного морского сообщения и сеть дорог (в том числе мощеных) способствовало развитию почтового сообщения, обмену знаниями, идеями, изобретениями. Средиземноморье поддерживало активные торговые отношения с Северной Европой, Центральной Африкой, Азией, а через нее с Индией и Китаем.

Земледельцы уходили в города, с каждым поколением рожали все меньше детей, все меньше были привязаны к своему роду, все меньше придерживались семейных ценностей. Перенаселение городов приводило к расцвету проституции, бандитизма, возможно, для борьбы с этими явлениями создавались масштабные и бессмысленные стройки, такие как пирамиды, огромные храмы. Начиная с эпохи Нового царства, египтяне воздвигали огромные каменные сооружения – пирамиды и храмы. Эти здания были сооружены без помощи подъемных кранов и какой-либо иной сложной техники. Первый император династии Цинь – Цинь Ши хуанди – не только объединил земли, усовершенствовал законодательство, административную систему, но и ввел единую денежную систему. Монеты имели отверстие посередине, чтобы их можно было нанизывать на шнурок. Он же начал строительство Великой стены, которая должна была защитить принадлежащие ему земли от набегов кочевников-гуннов. В результате этого была построена колоссальная стена длиной около 3000 км и шириной более 10 метров, известная под названием Великой Китайской стены. Все работы выполнялись вручную многими тысячами рабочих.

Но с другой стороны с каждым поколением люди поднимались все выше по социальной лестнице, все качественней они получали образование, но в конечном итоге жертвовали деторождением. На их смену приходили горожане в первом поколении.

Развитие технологий, вывоз ресурсов из варварских княжеств сателлитов неизменно повышали блага, которые мог дать город. Эмиграция крестьян в города стала фатальной. Молодые люди не хотели заниматься тяжелым физическим трудом и уходили в города на заработки. Земля теряла хозяина в лице общин и в итоге концентрировалась в руках крупных землевладельцев. Конечно, они могли поднять плату за сельхоз. работы и нанять местных жителей, но… Рабы-варвары были гораздо дешевле, да и особых навыков от них не требовалось. В дополнение к ресурсам из варварских стран потянулись караваны рабов. Слово “раб” на шумерском писалось при помощи сложного знака, который должен был обозначать понятие “человек из горной страны”. И не было никаких жестоких завоевательных походов, причина которых заключалась бы в жажде захватить побольше рабов. Зачем рисковать своей благородной жизнью, воюя с грязными варварами, если можно за бусы купить у вождя всех его родственников?

По мере развития рабства становилось возможным постепенно увеличивать количество рабов в хозяйстве. Таким образом, не ощущалось необходимости заботиться о развитии техники сельскохозяйственных орудий. К тому же рабы в силу своего положения не были заинтересованы в бережном обращении со сложными орудиями труда.
Несмотря на высокую рождаемость, рано или поздно варварским государствам перестало хватать рабов на продажу в города, это подтолкнуло их вести захватнические войны в ещё более далеких землях.

В свою очередь купцы, варвары по происхождению, начинали доминировать на рынках цивилизованной империи. Образованные граждане чурались рискованными путешествиями и предпочитали рациональную жизнь в своём уютном городе. Торговлей занимались мигранты, а местные наживались на ней. На военную службу цивилизованные граждане также стали идти неохотно. Все чаще гарнизоны пограничных крепостей составляли наемники из варваров. Этот момент является началом заката городской цивилизации. Рабы-варвары постепенно заселяют сельскую местность и перетекают в города, цивилизованное население городов, несмотря на все свои успехи в науке, культуре и технологиях вымирает и замещается наиболее активными варварами, которые в свою очередь через поколения также превращаются в городских обывателей и снижают рождаемость. Как только титульная нация теряет большинство, прогресс замедляется, уровень образования падает, варвары не успевают ассимилироваться и образуют анклавы. Теперь уже армия полностью комплектуется из наемников. Рядовой и командный состав сплошь выходцы из варваров.
Падение боеспособности имперской армии провоцирует объединение варварских княжеств в племенные союзы с одной лишь только целью – грабительские набеги на городскую цивилизацию. С каждым поколением интенсивность набегов возрастает. И вот тогда возможны те самые знаменитые завоевательные походы цивилизаций против варварских союзов, эти походы – превентивная мера, подобные войны длятся бесконечно долго, издержки ложатся на городских олигархов. Цивилизация отказывается от войн, варваров ублажают данью либо натравливают друг на друга.

Варварские племена позволяют себе переселяться на пустеющую территорию внутри империи. Рано или поздно происходит смена правящей династии титульной нации на более боеспособную и сплоченную варварскую элиту, но новая элита также довольно быстро перенимает городские порядки и вымирает или смещается другой более варварской. Череда разорительных войн подрывает покупательную способность города. Кризис перекидывается и на варварские княжества сателиты, ремесленников становится все меньше. Города пустеют. Образования обширные, но хрупкие варварские империи, но после гибели последнего города локомотива, все варварские империи погружаются во тьму.

Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы.

Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий, приходили в упадок некогда цветущие города Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада.

В настоящее время существует множество версий, объясняющих причину крушения античного мира, - величайшей трагедии мировой истории, опровергающей некогда модный тезис о поступательности экономического развития, обеспечивающей перманентный социально-политический прогресс. Все объяснения можно свести к пяти взаимодополняемым версиям.

1) Военно-историческая. Западная Римская Империя не смогла противостоять нашествиям
варваров, которые, захватив города, уничтожили великую античную культуру, установили свои, привнесенные из Азии порядки и не смогли грамотно воспользоваться техническим наследием римлян. Действительно, распад империи был ускорен военными поражениями, но только ускорен. Начался он гораздо раньше. К тому же непонятно, почему во II веке до н.э. Марий мог собрать в пятимиллионной Италии шестидесятитысячную боеспособную армию для противостояния двухсоттысячному войску германцев. А в V веке н.э. в двадцатипятимиллионной империи не удалось собрать необходимое войско для обороны полумиллионной армии варваров.

2) Морально-религиозная. Экономический упадок в империи сопровождался падением нравственности и забвением гражданских доблестей: честности, скромности, ответственности, гордости, храбрости и т.д. Повсеместно, во всех слоях общества распространились пороки: праздность, лень, зависть, разврат, трусость, предательство. В годину суровых испытаний никто не желал рисковать жизнью или жертвовать имуществом ради защиты отечества. Странно только, что резкое падение нравственности совпало с широким распространением христианства, которое за сто лет до крушения империи на Западе стало господствующей, официальной религией.

3) Этно-генетическая. Версия, предложенная Львом Гумилевым, теория которого гласит, что каждый этнос в своем развитии проходит ряд стадий, аналогичных жизненному циклу человека. От формирования до распада этноса проходит порядка 1200 – 1500 лет. От основания Рима до его падения прошло как раз 1229 лет. На стадиях формирования и подъема в этногенезе в обществе относительно велика доля так называемых пассионариев – активных, волевых, сильных личностей, способных повести за собой соотечественников и добиться своих “высоких” целей, преодолевая сопротивление внешней среды и побеждая многократно превосходящего по численности соперника. На стадии перегрева пассионарии сталкиваются между собой и начинаются кровопролитные гражданские войны, в которых большинство из них погибает. На стадиях спада и гомеостаза возрастает доля субпассионариев – активных индивидуалистов, добивающихся своих “низких” целей за счет своих же, пассивных соотечественников, смирившихся с суровой судьбой и готовых безропотно подчиниться любому пришлому пассионарному войску. Субпассионарии на некоторое время могут захватить власть в обществе, и тогда будет создана так называемая антисистема – весьма неустойчивое социальное формирование, агрессия которого направлена прежде всего против собственных членов, которые с необыкновенной легкостью приносятся в жертву эфемерным целям.

4) Политэкономическая. Версия, предложенная Карлом Марксом, состоит в том, что движущей силой исторического развития является противоречие между экономическим “базисом” – технико-экономическими производительными силами и социально-политической “надстройкой” – производственными отношениями.

Каждому базису какое-то время соответствует адекватная надстройка. В частности, в античном мире рабовладельческому способу производства (терминология Маркса) соответствовали институты патриархального брака, гражданского права, полисной и имперской политических систем.

Но базис постоянно (линейно) развивается. Консервативные же социальные институты в какой-то момент перестают соответствовать изменившимся технико-экономическим условиям. Назревает кризис, который рано или поздно разрешается социальной революцией (феодальной, буржуазной, социалистической), и адекватность базиса и надстройки восстанавливается. В частности, экономическая неэффективность рабовладельческого хозяйства стала очевидной уже на рубеже тысячелетий. И к середине первого тысячелетия оно повсеместно сменилось колонатом. После чего были разрушены и сменены новыми социальные институты Античности.

5) Социально-демографическая. Версия выдвигает на первый план социально-семейные отношения, поскольку справедливо считает семью базовой ячейкой любого общества. К концу первого тысячелетия до нашей эры патриархальная семья и базирующиеся на ней социально-политические отношения вступили в полосу глубокого морально-экономического кризиса. Снизилась брачность, участились разводы, упала рождаемость, стала снижаться численность населения. Мероприятия по укреплению экономических и морально-нравственных основ патриархальной семьи, предпринятые первыми императорами, смягчили кризис, но не дали долгосрочных положительных результатов. Население империи, достигнув максимума около 250 г. н.э., начало стремительно сокращаться. Распространение христианства в его ранней версии существенно способствовало ослаблению патриархальной семьи, крах которой привел и к гибели общественно-политической системы, на ней базирующейся.