Удручающие демографические показатели развитых стран несколько удивляют людей. Как же так? Благосостояние растёт, а рождаемость падает! Однако с подобными трудностями сталкивались уже первые высоко урбанизированные цивилизации.
В сказке ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Каково же идеологическое содержание шумеро-аккадской сказки поэмы Гильгамеш, Энкиду и нижний мир?
Из рая подземного царства вернулся закадычный друг Гильгамеша Энкиду.

Обнимаются, целуются.
Вздыхают, разговаривая.
“Законы подземного мира видел?”
“Да не скажу тебе, друг мой, да не скажу!
Если скажу тебе о подземного мира законах,
Ты сядешь, рыдая...”
“Того, у кого один сын, ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Он тот, кто перед колышком, в стену вбитым, горько рыдает”.
“Того, у кого два сына, видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Он тот, кто на двух кирпичах сидит, хлеб вкушает”.
“Того, у кого три сына, ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Он подобен тому, кто пьет воду в степи из бурдюка,
Слабеньким отроком принесенного”.

“Того, у кого четыре сына, ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Подобно тому, кто запряг четырех ослов, веселится сердцем”.
“Того, у кого пять сыновей, ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Словно добрый писец, чья рука искусна,
Кто во дворец вступает смело”.

“Того, у кого шесть сыновей, ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Подобно доброму землепашцу, он весел сердцем”.
“Того, у кого семь сыновей, видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Словно друг богов, сидит в кресле,
Музыкой танцев наслаждается”.
“Того, кто наследника не имеет, видел?”

“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Хлеб, кирпичу разбитому ветром, подобный, он ест”.
“Жену нерожавшую видел?”
“Да, видел”.
“Каково ей там?”
“Словно дурнем разбитый горшок, брошена жизнь ее,
Никому не приносит радости”.
“Отрока юного, кто с лона супруги
Не срывал одежды, видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Веревку в помощь я ему дал, над веревкою он рыдает”.
“Девушку юную, кто с супруга не срывала одежды,
Ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ей там?”
“Тростинку в помощь я ей дал,
Над тростинкою она рыдает”...

“Того, кого в прах бросили, видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Он пищи лишен, он воды лишен, отбросы он ест,
Помои он пьет,
За городскою стеною живет”.
“Того, кто слов матери и отца не чтил, ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Воду мутную он пьет, воду горечи он пьет,
Насыщенья не получает”.
“Того, кто проклят матерью и отцом, ты видел?”
“Да, видел”.
“Каково ему там?”
“Он наследника не имеет, его дух одиноко блуждает”.

На лицо острое нежелание плодить детей, импотенция, разврат и неуважение к старшему поколению. А корень зла - урбанизация. Таблички писались не для крестьян, не для цыгано-боевиков Марту, а для грамотных обывателей-горожан, для среднего класса. А доля городского населения, судя по урожайности сельского хозяйства, сравнимого с нынешним, могла быть весьма высока.
Становится ясно: Древнее Междуречье сгубило отсутствие института материнского капитала :)